Сопряжение логистики России

и стран АТР в рамках развития инициативы Китая

«Один пояс-один путь»

Сессия в рамках ВЭФ при поддержке медиахолдинга РБК
О форуме
Восточный экономический форум учрежден Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина. В соответствии с Указом, Восточный экономический форум проводится ежегодно в городе Владивостоке.
Основные задачи ВЭФ
Укрепление связей международного инвестиционного сообщества, российского бизнеса, федеральных, региональных и местных органов власти
Всесторонняя экспертная оценка экономического потенциала российского Дальнего Востока, а также повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, как на российском, так и на международном уровне
Презентация новых условий инвестирования и ведения бизнеса: территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток, господдержки перспективных инвестпроектов

Программа

Китай в реализации своей инициативы «Один пояс — Один путь» переходит от рамочных заявлений к конкретным проектам. Это создает предпосылки для развития маршрутов по территории России за счет активного вовлечения игроков российского транспортного рынка в этот проект. Взаимодействие России и Китая в этом направлении поддержано на уровне глав государств, подписавших совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Сегодня транспортные затраты грузовладельцев из стран АТР на транспортировку грузов морем (в обход России) составляют до 1 млрд долл. в год. Если российские и китайские транспортные компании предложат более дешевый и удобный сервис, до 30% грузов может перейти с морского маршрута на сухопутный через территории Китая и России.

Как российской стороне использовать возможности, создаваемые Китаем в рамках развития инициативы «Один пояс-один путь»? Какие действия уже предпринимаются участниками рынка для развития транзитного потенциала страны, в том числе за счет развития сухопутных маршрутов по Транссибирской магистрали? Какие факторы сегодня сдерживают переключение грузопотока из стран АТР, в частности из Китая, на маршруты через Россию? Какие шаги необходимо предпринять в ближайшее время правительствам Китая и России для создания наиболее комфортных условий для наращивания сотрудничества по этому направлению?

Видео

Бизнес-новость. Официальным партнёром ВЭФ 2017 стал автомобиль Genesis
Бизнес-новость. Александр Ивлев об инвестиционной привлекательности Дальнего Востока
Бизнес-новость. КРДВ презентовала инвествозможности ТОР «Надеждинское»
Бизнес-новость. АИЖК представило концепцию развития Владивостока
Бизнес-новость. На ВЭФ 2017 «Онего Шипинг» подписала несколько соглашений
Бизнес новость. На ВЭФ прошла панельная дискуссия
«Один пояс — один путь»

Бизнес-новость. Корпорация развития Дальнего Востока подписала на ВЭФ 22 соглашения
Бизнес-новость. Особенности торгово-промышленного сотрудничества России и Южной Кореи
Интервью. Валентин Тимаков, генеральный директор «АРЧК ДВ»
Интервью. Алексей Калицев, управляющий директор
«Хёндэ Мотор СНГ»

Недвижимость. Как будут развивать Владивосток
Интервью. Александр Росляков, генеральный директор ООО "Онего Шипинг"
Место проведения
Восточный экономический форум проводится на площадке кампуса Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский
(г. Владивосток).
Перспективы экономического и социального развития дальневосточного региона

ВТБ Инфраструктурный Холдинг на ВЭФ

Восточный экономический форум 2021 стал местом проведения экспертной сессии «Инвестиционный потенциал Дальнего Востока: инфраструктура как драйвер развития региона» в которой приняли участие глава республики Саха Айсен Сергеевич Николаев, заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Юрьевич Бобраков, генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Владимирович Панкратов и директор корпорации развития Магаданской области Денис Владимирович Морозов.

При определенных условиях поддержки со стороны государства в части реализации национальных и инфраструктурных проектов Дальневосточный регион представляет большой интерес для инвесторов. О том какая поддержка государства нужна для инфраструктурного развития регионов, хотят ли регионы использовать инвестиции со стороны частных партнеров для развития инфраструктурных проектов и могут ли это делать, как соединить пожелания и потребности регионов с возможностями государства и частных финансовых организаций, и о будущих инфраструктурных проектах, способных стать залогом успешного развития региона — говорили участники встречи.

Глава Якутии Айсен Николаев, отметил высокие темпы роста экономических и социальных показателей в регионе, достигнутых, в том числе, за счет активного развития инфраструктурных проектов: «я считаю, что в последний год произошел прорыв — мы видим появление большого количества инструментов. Это и бюджетные инфраструктурные кредиты, это и инфраструктурные облигации, это и механизмы государственно-частного партнерства, которые начали распространяться повсеместно. Мы одни из Пионеров на Дальнем Востоке, в Республике Саха Якутия порядка 46 крупных концессионных проектов реализованных и реализуемых по программам государственно-частного партнерства. Не только в части строительства транспортной инфраструктуры, но и объекты социальной инфраструктуры, и объекты коммунального хозяйства.

Инфраструктурных проектов у нас очень много. Потому, что для такой огромной территории как Республика Саха, Якутия, инфраструктура имеет важнейшее значение. Это и транспортная инфраструктура и инфраструктура коммунальная. Мы сегодня первые в стране, вместе с Нижним Новгородом, получили инфраструктурной бюджетный кредит, который полностью направим на подготовку новых кварталов жилищного строительства в городах Якутск, Нерюнгри и поселке Жатай. Якутия активно развивается: наш промышленный рост за первые 8 месяцев этого года один из самых высоких в стране — 25%. Вместе с тем мы видим, что у нас за последние два года уже нет миграционного оттока, есть только миграционный прирост. За последние два года население Якутии выросло больше чем за предыдущие 15 лет — появился положительный миграционный поток и, конечно, региону нужно новое жилье.

На проекты строительства новых кварталов мы привлечем инфраструктурные облигации, что обеспечит поступление свыше трех миллиардов рублей на развитие социальной инфраструктуры. Чтобы люди вместе жильем сразу же получили и больницы, и школы, и детские сады. Это пример того как мы начинаем реализовывать инфраструктурные проекты о которых вчера полпред президента на Дальнем Востоке много говорил — это реновация городов, это обновление городов, появление в них новой жизни.

Главный наш инфраструктурный проект в котором механизмы государственного и частного финансирования должны сочетаться и реализовываться — это Ленский мост. Проект помог республике стать вторым регионом страны по развитию государственно-частного партнерства. Единственное, что нас сегодня огорчает, то что размер Федерального Гранта который был определён на правах комиссии во главе с Хуснуллиной в 50% сейчас Минфин просит сократить до 33%».

Директор корпорации развития Магаданской области Денис Владимирович Морозов отметил, что «определенно все регионы получают сегодня достаточное внимание от Федерального Центра. Если же говорить о недофинансировании, то ответ на этот вопрос лежит как раз в том инструменте, который будет запущен в ближайшее время — «Дальневосточная концессия», позволяющая максимизировать усилия банков и региональных федеральных властей для строительства инфраструктуры, способной генерировать в дальнейшем доход в налогооблагаемую базу и социальной инфраструктуры».

Генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Владимирович Панкратов со стороны банка отметил увеличившийся интерес к участию в инфраструктурных проектах: «ВТБ инфраструктурный холдинг прежде всего инвестор в Российскую инфраструктуру. Мы, на сегодняшний день, крупнейший финансовый инвестор российскую инфраструктуру. Холдинг привлек более 18 млрд долларов США в экономику страны.  Сейчас мы считаем Дальний Восток одним из самых перспективных регионов для инвестиций в инфраструктуру в настоящий момент.


На форуме Холдинг объявил о подписании 3 соглашений с тремя различными регионами в Дальнем Востоке на общую сумму более 70 млрд руб, связанных именно с социальной инфраструктурой — медициной и образованием. Механизмы Дальневосточный концессии — ключевой элемент. И с точки зрения государственной поддержки и с точки зрения участия Федерального финансирования в данных проектах. Дальний Восток — уникальный регион. Здесь есть и государственная поддержка, и огромный спрос. Поэтому мы исключительно заинтересованы в развитии инфраструктурных проектов и для себя видим этот регион как приоритетный».

Директор корпорации развития Магаданской области Денис Владимирович Морозов рассказал о крупных инфраструктурных проектах, реализуемых на территории области: «сейчас у нас реализуется крупный проект по строительству жилья и параллельно с этим будут сделаны инфраструктурные проекты. Мы очень рады, что такой высококомпетентный партнер как ВТБ Инфраструктурный холдинг обратил на наш регион внимание. Сегодня мы подписываем концессионное соглашение по нескольким инфраструктурным объектам: медицинские учреждения, школы, детские сады, инженерная инфраструктура — все эти проекты мы будем реализовывать в рамках ГЧП».


Как отметил генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Владимирович Панкратов: «уровень государственной поддержки на сегодняшний день качественно другой. Благодаря изменениям в механизме государственной поддержки ВТБ может предлагать концессионерам более выгодные условия в рамках развития инфраструктурных проектов».

Заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков рассказал о новых инструментах поддержки инвесторов, сделав акцент на «Дальневосточной концессии». Механизм, разработанный в Минвостокразвития России, позволяет привлекать частные финансовые ресурсы в регионы ДФО и объединить усилия банков, региональных и федеральных властей при строительстве инфраструктуры – как социальной (детские сады, школы, объекты ЖКХ), так и объектов, способных генерировать доход и создавать налогооблагаемую базу. Возведение необходимой инфраструктуры в короткие сроки окажет влияние на уровень жизни дальневосточников: «если сегодня мы говорим именно о проектах с государственной поддержкой, которые были поддержаны тем инструментарием, который именно на Дальнем Востоке реализуется, то это более 2 тысяч проектов сегодня на общую сумму 6 триллионов рублей. И фактически вложено уже 2 триллиона рублей. Мы оценили вклад этого инструментария, в целом, в привлечение инвестиций. По итогам 8 месяцев этого года вклад составляет 50 %. То есть 50 % инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке делается с инструментами господдержки, теми которые были структурированы именно для Дальнего Востока.

И мы будем стремиться к радикальному увеличению роста этих инвестиций. Единый институт развития создан, затем в нем проведена реформа и он был усилен. Поэтому я уверен что мы превзойдем текущий темп и его существенно нарастим. Мультипликатор сегодня — один к тридцати. На один бюджетный рубль привлекается тридцать рублей частных инвестиций. Если мы нарастим инвестиции в инфраструктуру, то мы абсолютно точно максимизируем и участие частного капитала в инвестиционных проектах промышленного характера и тогда еще сильнее закрутится маховик развития социальной инфраструктуры».

В завершении сессии, генеральный директор ВТБ Инфраструктурный Холдинг Олег Владимирович Панкратов выразил надежду на дальнейшее развитие инфраструктурных проектов в регионе: «я хотел бы сказать, что предпосылки очень хорошие. Сегодня мы начинаем реализацию первого крупного проекта по дальневосточной концессии с Магаданом и на самом деле хотелось бы видеть их больше. Мы здесь, мы готовы. У нас есть средства для инвестирования Давайте начинать. Давайте реализовывать конкретные проекты. Мое пожелание всем нам: давайте засучим рукава и начнем действовать».


В рамках сессии также обсуждались задачи и вызовы, стоящие перед государством и инвестиционным сообществом в области развития инфраструктуры, рассматривались  потребности во внебюджетном финансировании Дальневосточного федерального округа, обсуждались инструменты привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты и ключевые показатели эффективности. Сессия стала местом встречи и диалога руководства региональных властей с инвесторами и институтами развития, что позволило выявить ключевые задачи сторон и наметить пути развития для региона.